25 упражнений по юзабилити

25 упражнений по юзабилити
Автор: Алфимцев Александр
Год: 2014
ISBN: 978-3-659-45451-6
Страниц: 103
Язык: Русский
Формат: PDF
Размер: 15 Мб

Download

В учебном пособии представлены упражнения, призванные помочь начинающим разработчикам пользовательских интерфейсов развить свои практические навыки по проектированию удобных интерфейсов. Представленные упражнения охватывают широкий круг вопросов: от разработки внешнего вида интерфейса и юзабилити-тестирования до его количественной оценки и эскизирования. Каждое упражнение предваряет описание, включающее шаблоны, советы и правила, основанные на важных аспектах человеко-машинного взаимодействия. Развитие устойчивого навыка и получение опыта создания удобного интерфейса предполагает многократное выполнение данных упражнений с новыми входными данными. В качестве неутомимого партнера в учебном процессе выступит Интернет с его многообразием форм и способов представления информации.

+

Конечно, выполнив один раз упражнение навык не развить, но выполняя их несколько раз подряд, каждый раз с новыми входными данными появляется возможность достичь nosce te ipsum и получить собственный бесценный опыт создания удобного пользовательского интерфейса.

Структура учебного пособия включает следующие разделы. В первом разделе под названием «Качественный анализ» содержится 11 упражнений, посвященных преобладающим сегодня эвристическим принципам построения и анализа удобного интерфейса: просмотр Веб-страниц, способы достижения быстрого просмотра Веб-сайта, недостаточная очевидность, сокращение текстовой информации, оценка начальной страницы Веб-сайта, использование вкладок, анализ навигации Веб-сайта, гештальт принципы, анализ доброжелательности пользователя, шаблоны проектирования интерфейсов, человеческий фактор.

Во втором разделе рассматриваются методы эскизирования пользовательских интерфейсов, которые остаются актуальным инструментом быстрого иллюстрирования концепта интерфейса и его поведения, представленным 5 упражнениями: алфавит эскизов, эскизы «на лету», эскизы для мобильных устройств, динамические эскизы, эскизы-истории.

Третий раздел посвящен количественному анализу интерфейса. Рассмотренные в 5 упражнениях подходы позволяют получить с той или иной степенью достоверности объективную, числовую оценку юзабилити

пользовательского интерфейса и эффективности процесса его эксплуатации: количественные законы, информационный поиск в интерфейсе, оценка сложности интерфейса, модель целей-действий-порядка-правил, оптимизация конверсии.

Заключительный четвертый раздел включает в себя 4 упражнения, представляющих классические и новые подходы к юзабилити-тестированию: проведение юзабилити-тестирования, преодоление баннерной слепоты, агрегирование критериев юзабилити, юзабилити-тестирование на основе электроэнцефалограммы.

Оценка начальной страницы Веб-сайта

Начальная страница Веб-сайта служит целям представления пользователям информации, которую он ищет; представления дополнительной информации; демонстрации способа начала работы с сайтом; вызова интереса к сайту.

Таким образом, начальная страница Веб-сайта должна содержать следующую информацию:
I. Основная идея и назначение Веб-сайта;
II. Иерархия Веб-сайта;
III. Окно поиска;
IV. Анонсы содержания Веб-сайта (обзор содержания и сервисов);
V. Периодически обновляемое содержание;
VI. Реклама;
VII. Ссылки на содержание Веб-сайта, наиболее часто пол ьзо вател ям и; запрашиваемое
VIII. Регистрация.

Основная идея начальной страницы Веб-сайта может быть передана следующим образом:

А. Слоган (под, над или рядом с логотипом сайта);

Без слогана могут обойтись сайты, достигшие статуса обиходных или популярных из оффлайновых источников.

Рассмотреть начальные Веб-страницы сайтов: …: …: Выполнить их анализ, ответив на вопросы: какова основная идея сайта? Что на нем можно делать? Откуда можно начать пользоваться сайтом? Почему пользователь из целевой аудитории должен быть здесь, а не на другом сайте?

Найти примеры пяти Веб-сайтов для которых не выполняются рекомендации по размещению информации на начальной странице. Оценить: дает это преимущество Веб-сайту или нет.

Человеческий фактор

Человеческий фактор – это многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или нелогичных решений в конкретных ситуациях. В области разработки пользовательских интерфейсов также принято относить к этому понятию психофизиологические особенности восприятия человеком цвета (один из ярких примеров это тест Люшера), визуальное распознавания образов (оптические иллюзии, гештальт-принципы), когнитивные особенности сознательного и бессознательного (наличие привычек, ограничений памяти, например, сообщение, выведенное в интерфейсе исчезнет из оперативной памяти человеческого мозга через 5-7 секунд), психосоциальные особенности личности. При этом сингулярность локуса внимания человека не упрощает, а только усложняет методики и походы к проектированию пользовательских интерфейсов и оценке юзабилити.

Рассмотрим наиболее важные для юзабилити особенности визуального распознавания образов и психосоциальные особенности личности.

Эскизирование интерфейсов

Алфавит эскизов

Этап творческого поиска — центральное звено процесса проектирования любого нового изделия. Поиск идеи и замысла проектного решения конечно основывается прежде всего на информации, полученной в ходе проработки технического задания и отбора исходных идей. Но творческие процессы не всегда подчиняются общей схеме и основаны на индивидуальных способностях, образовании, остроты мышления, владении средствами выражения идеи. В качестве исходной методики поиска проектного решения для удобного пользовательского интерфейса в разделе «Эскизирование» предлагается подведение итогов и фиксация результатов трех стадий проектирования: идеи, наброски, истории, выполненных вручную карандашом. На первой стадии происходит кратковременная концентрация творческой энергии, выявление своего отношения к теме, определение в общих чертах структурного и композиционного замысла. На следующей стадии творческий процесс сочетается с исследовательским, позволяющим с критической точки зрения продолжить развитие темы. На заключительной стадии решаются

Количественные законы

Количественные законы, имеющие отношение к разработке интерфейсов, имеют хорошее когнитивное обоснование и дают дополнительные данные, на основе которых можно принимать те или иные решения, связанные с разработкой удобных интерфейсов.

Закон Фитса (Fitts’ Law) позволяет количественно определить тот факт, что чем дальше находится некоторый графический элемент интерфейса от текущей позиции курсора или чем меньше размеры этого графического элемента, тем больше времени потребуется пользователю для перемещения к нему курсора. Закон Хика (Hick’s Law) позволяет количественно определить факт, заключающийся в том, что чем больше количество вариантов определенного типа представлено, тем больше времени требуется на выбор из этих вариантов.

Рассмотрим подробнее закон Фитса. Допустим пользователь перемещает курсор к некоторому графическому элементу пользовательского интерфейса. Длина прямой линии, соединяющей начальную позицию курсора и ближайшую точку этого графического элемента, определяется в законе Фитса как дистанция. Закон Фитса на основании данных о размерах объекта и дистанции позволяет найти среднее время, за которое пользователь перемещает курсор к графическому элементу. В случае, когда размер графического элемента вдоль линии перемещения курсора обозначается как S, а дистанция от начальной позиции курсора до графического элемента как D закон формулируется…

Юзабилити-тестирование на основе ЭЭГ

До двадцатого века большинство машин, созданных человеческой цивилизацией, были механическими и взаимодействовали с человеком главным образом физически. Но постепенно человеческие изобретения стали иметь все большее отношение к области абстрактных, интеллектуальных и виртуальных задач. Поэтому все большую важность стали приобретать ментальные способности и возможности человека, находя свое отражение в электроннотехнических устройствах и требуя расширения существующих знаний.

Сегодня активно разрабатываются новые методики по автоматизации, улучшению, оценке результатов юзабилити-тестирования, так как доказана непосредственная связь между удобством пользовательского интерфейса и его конверсией, высокие показатели которой непосредственно приводят к повышению продаж программного продукта с удобным интерфейсом.

Однако даже комплексные методики юзабилити-тестирования, основанные на агрегировании различных внешних данных пользователя нельзя назвать объективными. Так как они могут содержать ошибку в интерпретации данных пользователя, ошибку в работе специалиста по юзабилити, проводящего тестирование, и прежде всего, ошибку в объяснении своих действий самим пользователем. Поэтому в данном упражнении рассмотрен метод объективного юзабилити-тестирования, основанный на анализе биосигналов пользователя (его электроэнцефалограммы), которые он в большинстве случае не может контролировать и которые с достаточной степенью объективности передают его состояние и отношение к объектам с которыми пользователь взаимодействует в реальном или виртуальном мире.

Успехи развития биосенсорных технологий в начале нового века позволили начать применять нейрокомпьютерные интерфейсы и электроэнцефалограммы (ЭЭГ) пользователя для анализа пользовательских интерфейсов. Было показано, что ЭЭГ, дает возможность получить

объективную оценку состояния пользователя, которое даже можно использовать в системах автоматического контроля доступа. Были проведены также обширные исследования по оценке юзабилити самих

нейрокомпьютерных интерфейсов для работы в различных приложениях. Подробно исследованы значения альфа и бета мозговых волн при работе с интерфейсом, но конкретные диапазоны мозговых волн для дружественного и не дружественного интерфейсов выделены не были.

Кроме того, в отличие от данных работ в рассматриваемом исследовании применялись не искусственно созданные интерфейсы для юзабилити-тестирования, а реально работающие пользовательские интерфейсы актуальных коммерческих приложений. Также показано повышение конверсии пользовательского интерфейса после юзабилити-тестирования с ЭЭГ. Вместе с тем, рассматриваемая методика юзабилити-тестирования, предполагает работу в не лабораторных условиях, без использования большого…